
В зависимости от отношения к режиму и происходящему на Украине.
В зависимости от отношения к режиму и происходящему на Украине.
Когда-то генерал де Голль объявил, что его правительство в изгнании окажет помощь французам, доказавшим благонадежность перед мировым сообществом.
— Все французы, подписавшие мою декларацию, получат право выехать в другие страны. Впоследствии на базе подписантов этой декларации мы будем строить новую свободную Францию, чтобы вернуть ее на путь развития, — заявил генерал, выступая на радио.
Шутка.
Конечно, де Голль говорил иначе. Он говорил о спасении чести и величия Франции, сохранения ее статуса самостоятельной державы (по этому поводу он много конфликтовал с США, зато обрел популярность у французов). Насколько я знаю, фильтрацией французов правительство де Голля в изгнании не занималось, а после прихода к власти, вообще объявило политику Национального примирения.
Ну да речь не о де Голле, а о нашем, российском новом коллективном «правительстве в изгнании».
С утра в соцсетях начали обсуждать, что участники антивоенной конференции в Вильнюсе, где собрались самые медийные фигуры из уехавших после начала спецоперации, хотят выдавать «благонадежным» россиянам документы «хорошего русского», по которым можно будет получить послабления от санкций против России — взамен на осуждение спецоперации на Украине, нелояльность российскому режиму и, соответственно, публичное признание лояльности так называемому Антивоенному комитету (в него входят экс-депутат Госдумы Дмитрий Гудков, бизнесмены Евгений Чичваркин, Борис Зимин, Михаил Ходорковский, журналист Евгений Киселев, публицист Виктор Шендерович, шахматист Гарри Каспаров и другие). До обеда все это казалось дурной шуткой или даже вбросом Кремля. После обеда оказалось, что нет, в наше время аусвайсом не шутят, это — правда.
Телеграм-канал «Можем объяснить» со слов участников Антивоенного комитета так описывает механизм фильтрации русских на «хороших» и остальных: на сайте комитета будет опубликована декларация для подписания. В ней будет три основных постулата: «Во-первых, признание того, что нападение на Украину — преступная война. Второе, что она развязана нелегитимным путинским режимом. Третье — признание территориальной целостности Украины, включая Крым и Донбасс».
По словам Каспарова, подписание такого документа будет означать мобилизацию активной части «хороших русских, европейских русских».
— Для получения паспорта «хорошего русского» надо будет пройти три этапа. Человек регистрируется, подписывает антивоенную декларацию и проходит подтверждение личности. После этого он получает ID. Его можно будет лишить по определенным критериям — например, получивший этот «паспорт» соврал о своих взглядах и поучаствовал в Z-мероприятии… В перспективе можно будет открывать «посольства свободной России», которые занимались бы системной работой с западными представительствами, западными бюрократиями. Для обладателей такого ID появятся всевозможные льготы — например, программы трудоустройства, программы помощи в релокации. Можно будет открыть аккаунт на криптобирже, забронировать гостиницу или заказать такси, — цитирует канал авторов идеи.
— У оппозиции первый раз за 22 года есть шанс сделать что-то для россиян реально хорошее, что облегчает жизнь, — заключает Евгений Чичваркин.
Давайте назовем вещи своими именами.
Оппозиция в порыве «первый раз сделать для россиян что-то реально хорошее» сама, без всякого внешнего давления, создала механизм сегрегации или, если хотите, фильтрации внутри собственного народа.
Когда тот же McDonalds объявил об остановке работы в России, в соцсетях кто-то пошутил: «Правильно ли я понимаю, что мне предлагается следующий контракт: я делаю тут революцию, а за это получаю от вас бургер и люстрации?».
Как уже говорилось, в наше время шутки лишь ненадолго опережают реальность.
Если упростить, людям предлагается подписаться под уголовным делом против себя (в тезисах, озвученных Каспаровым, содержатся противоречия с действующим Уголовным кодексом России) в обмен на возможность снять гостиницу и получить доступ к криптовалюте.
Не будем даже говорить о неравнозначности предлагаемого обмена, поговорим о национальном унижении.
Тот же де Голль завоевал симпатии французов не в последнюю очередь потому, что говорил о величии Франции.
Сейчас русским де-факто предлагается торгануть своей политической позицией: выскажись против — получи доступ к съему гостиницы. Заметим, впрочем, что торговать можно и в обратную сторону: выскажись за — получи грант от власти. Все остальные пафосные слова — это лишь обертка для сделки купли-продажи собственных убеждений.
Безусловно, понятно, что и уехавшие, и остающиеся в России люди с разными убеждениями сталкиваются с серьезными проблемами. Одни оказались без доступа к собственным деньгам и с невозможностью открыть зарубежные счета, столкнулись с дискриминацией по национальному признаку, другие — с ростом цен, страхом перед будущим, сужающимся пространством прав и свобод человека.
В ответ на эти проблемы мы слышим сегодняшнее гениальное: «Надо как-то помочь нашим согражданам. Давайте выдавать части из них жетоны, что они «благонадежные».
В соцсетях уже прозвучали сравнения с «желтыми звездами» и трагикомичные замечания, что русские сами себе решили создать юденрат (в годы Второй мировой войны административный орган еврейского самоуправления, который по инициативе германских оккупационных властей в принудительном порядке учреждался в каждом гетто для обеспечения исполнения нацистских приказов, касавшихся евреев — прим. ЯРНОВОСТИ).
Я не люблю бесконечные апелляции к Гитлеру и уж точно считаю кощунством даже попытки сравнить нынешнюю отмену русских во всем мире с трагедий Холокоста, поэтому приведу пример 1976 года, известный во всем мире, как «Операция Энтеббе».
Это история освобождения израильских заложников, пассажиров французского самолета, который летел из Афин в Тель-Авив и который угнали боевики РАФ (немецкие леваки-террористы) и палестинцы. Самолет в итоге направили в Уганду к сумасшедшему диктатору Иди Амину. Потом израильские спецслужбы провели, наверное, самую успешную операцию в истории по спасению заложников, прилетев на выручку, захватив аэропорт, поубивав террористов и потеряв лишь одного своего командира Йонатана Нетаньяху и единицы заложников.
Про эту операцию было снято несколько фильмов, последний — «Операция «Шаровая молния» — вышел в 2018 году.
В этом фильме есть очень страшная сцена, когда Иди Амин и террористы говорят: мы сейчас отпустим всех неевреев, они вернутся в Европу. И начинается сортировка, в ходе которой немец-террорист видит, что у заложницы на руке — татуировка-номер из фашистского концлагеря.
— Это другое, — говорит ему сообщница.
Россияне удивительно справляются с войной внутри себя, назначением временных администраций, созданием списков национал-предателей, кандидатов на санкции и люстрации так, как невозможно было бы сделать ни по указке Кремля, ни по указке США. Мы — удивительно самостоятельная нация: себя мы превосходно сегрегируем и растерзаем сами.
Остается вопросом, появится ли в итоге политик, который даст людям надежду, а не выдаст очередные жетоны. В соцсетях он проиграет. Зато может в итоге выиграть нацию.
Екатерина Винокурова
Специально для ЯРНОВОСТЕЙ
Распечатать
Комментарии: